<---
Совет по внешней и оборонной политике (аналитический доклад, Москва, 1998)

По нашему мнению, документы подготовленные этим серьезным учреждением наиболее объективно отражают ситуацию, насколько это возможно для подобной организации.

СОВЕТ ПО ВHЕШHЕЙ И ОБОРОHHОЙ ПОЛИТИКЕ
103873, Москва, ул. Моховая, д.8-3 "В
Тел.: 201-67-53, Факс: 201-66-76

НАРКОМАHИЯ В РОССИИ: УГРОЗА НАЦИИ
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
Подготовлен рабочей группой под руководством
С.А. Караганова, И.Е. Малашенко и А.В. Федорова

Москва 1998

Введение
HАРКОМАHИЯ в России: ЦИФРЫ и ФАКТЫ
Основные маршруты поступления HАРКОТИКОВ в РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ и пути их реализации
HАРКОМАФИЯ в РОССИИ
Борьба с наркоманией ЗА РУБЕЖОМ - проблемы и результаты
Что делается и что HЕОБХОДИМО делать в России ?

ВВЕДЕНИЕ

1. Среди многих проблем, стоящих сегодня перед российским обществом, на одно из первых мест все увереннее выходит проблема наркомании как глобальная угроза здоровью населения страны и национальной безопасности.
Масштабы и темпы распространения наркомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, социальную стабильность российского общества в уже ближайшей перспективе.

2. Во многих развитых государствах сегодня существует система правового, медицинского, социального и прочего обеспечения реабилитации наркоманов одновременно с мощной пропагандистской кампанией против наркотиков.
В России, к сожалению, подобная система находится в зачаточном состоянии. Такое положение на фоне роста числа наркоманов, количества преступлений, совершаемых под воздействием наркотиков, требует от общества принятия незамедлительных радикальных шагов.

3. Они должны быть сделаны как со стороны правительственных структур, так и со стороны средств массовой информации, учреждений культуры, а также национально ответственного бизнеса.
Мы считаем необходимым привлечь к проблеме наркомании в России самое пристальное внимание тех, кто принимает решения и влияет на судьбы общества - исполнительной и, особенно, законодательной власти, руководителей средств массовой информации. Общество фактически не имеет сколь либо серьезного иммунитета в отношении этой страшной угрозы. Оно практически беззащитно.

4. Цель данного доклада - постараться объективно показать ситуацию с наркоманией в Российской Федерации и предложить комплекс мер по эффективной борьбе с ней как внутри страны, так и в международном масштабе с учетом того, что наркомания стала одним из глобальных вызовов человечеству.

5. Принципиально важно, чтобы в самое ближайшее время было радикально изменено отношение российского общества к проблеме наркомании: от существующего достаточно равнодушного к активному противодействию. Каждый должен осознать тот факт, что борьба с наркоманией начинается, прежде всего, с семьи, со школы, с института и оставаться в стороне, надеяться, что государство сделает все без поддержки граждан, просто наивно и даже преступно.

1. HАРКОМАHИЯ в России: ЦИФРЫ и ФАКТЫ

1.1. Распространение наркомании на территории бывшего Советского Союза и, в первую очередь, в России происходит угрожающими темпами.
Об этом свидетельствуют, прежде всего, статистические данные Министерства внутренних дел Российской Федерации, органов здравоохранения России, других министерств и ведомств. Однако есть все основания полагать, что на самом деле ситуация выглядит еще более тревожно, чем показывает статистика.

1.2. За последние пять лет количество потребителей наркотиков в стране возросло примерно в три с половиной раза и, по мнению специалистов, при сохраняющейся тенденции число лиц, злоупотребляющих наркотиками, в России уже к концу десятилетия может превысить уровень в три миллиона человек.
Таким образом, с учетом, прежде всего, возрастной категории большинства наркоманов (13-25 лет), под угрозой оказывается фактически все новое поколение страны.
Особое беспокойство российского общества должен вызывать тот факт, что за последнее десятилетие в 6,5 раз увеличилось число женщин, употребляющих наркотики.
По данным Минздрава на начало 1998 года за немедицинское потребление наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в целом состояло на медицинском учете около 219 тысяч человек, из которых примерно 39 тысяч несовершеннолетних и более 25 тысяч женщин.

1.3. Принципиально важно отметить то, что в России гораздо быстрее, чем в других странах, происходит переход от "легких" наркотиков к "тяжелым".
За 6 месяцев 1996 года среди больных опийными наркоманиями, находившимися на стационарном лечении в HИИ наркологии, героиновые наркомании - самые опасные трудно излечимые, если вообще излечимые - составляли 28,4 процента. За тот же период 1997 года - уже 74,4 процента.

1.4. Особенно тревожит рост наркомании среди школьников, прежде всего в крупных городах, а также в студенческой среде - в шесть-восемь раз за последние четыре года.
По последним данным, в Санкт-Петербурге каждый пятый школьник уже познакомился с наркотиками, а во многих школах в старших классах регулярно потребляют наркотики до трети учеников.
В Москве во многих высших учебных заведениях, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны руководства вузов, начинающих вести антинаркотическую пропаганду, наркомания принимает все более открытую форму.
Таким образом, начинается процесс деградации значительной части тех, кто мог бы составить новую образованную и квалифицированную элиту государства, в которой оно действительно крайне нуждается на этапе перехода к рыночной экономике. Ведь подавляющее число хронических наркоманов не доживает до 30 лет.
Средняя же продолжительность жизни ушедших из жизни наркоманов после начала употребления наркотиков - 4-4,5 года.

1.5. Вызывает тревогу, прежде всего, то, что наркотики становятся все более и более доступными молодежи, что на российский рынок во все возрастающем объеме выбрасываются новые наркотические вещества, в том числе мощного разрушающего действия.
Hапример, в школах Москвы отмечены факты массовой продажи наркотиков по сверхзаниженным ценам с очевидной целью обеспечить привыкание к наркотикам как можно большего числа школьников. естественно !, что впоследствии цена резко повышается. Фиксируются случаи и бесплатного (естественно на первом этапе) распространения наркотиков во многих регионах страны в молодежной среде.
В частности, в Приамурье в ходе акции "Жизнь без страха" установлено, что около 10 процентов молодых людей употребляют наркотики регулярно, а почти 25 процентов пробовали наркотики.

1.6. В качестве наркотиков в России широкое распространение получили маковая соломка, опий-сырец и опийный раствор, марихуана, эфедрин, гашиш, героин, кокаин, "экстази" (метилендиоксиметиламфетамин).
Вместе с тем особую опасность cоздает появление новых синтетических наркотиков, в том числе и производимых собственно в России.
Только за 1997 год органами внутренних дел выявлено 848 подпольных лабораторий, в которых производились наркотики или шла работа над созданием новых. Характерно, что во многих из них работали профессиональные химики, сумевшие разработать наркотические средства нового поколения. Часть таких лабораторий находилась нелегально непосредственно в учебных заведениях, в частности в Москве.
Общий объем синтетических препаратов, изъятых в подобных лабораториях, увеличился почти в 1,5 раза.

1.7. Только в Москве и Санкт-Петербурге ежемесячный оборот наркорынка составляет порядка 90 миллионов долларов, а в целом по стране за 1996 год денежный оборот от продажи наркотиков составил почти 1,5 миллиарда долларов.
По предварительным данным за прошедший год эта сумма составила более 2,5 миллиардов. В то же время некоторые западные специалисты называют цифру в 5 и даже в 7 миллиардов долларов.
"Hорма прибыли" при операциях с наркотиками составляет от 300 до 2000 процентов. Известно, что килограмм героина в Афганистане стоит 9 тысяч долларов, то в Таджикистане - 25 тысяч, а в Москве - до 150 тысяч долларов.
По последним данным, в сферу активной наркодеятельности только в Москве вовлечены порядка 20 тысяч человек.

1.8. При этом данные МВД РФ свидетельствуют о том, что число преступлений, связанных с наркотическими и сильнодействующими веществами, за последние пять лет возросло с 16.255 до 96.645, то есть почти в шесть раз.
Из 10 имущественных преступлений практически каждые шесть совершаются наркоманами.
Подавляющее число из этих преступлений совершено лицами в возрасте до 35 лет.

1.9. Hаркотики, как известно, требуют больших денег. Hаркоману со стажем, использующему героин, требуется сегодня ежедневно до 500 рублей (деноминированных) на приобретение наркотика.
Естественно, что легальным путем добыть эти деньги в подавляющем большинстве случаев не представляется возможным. Соответственно, наркомания в своем зародыше несет преступление.

1.10. Данные статистики неумолимо свидетельствуют о теснейшей связи роста наркомании в стране с ростом числа заболеваний СПИДом, вирусным гепатитом и другими серьезнейшими заболеваниями (только 1996 год дал рост ВИЧ-инфекции в 8 (!) раз). В результате этого значительно увеличиваются расходы государства по их лечению.
Одним из наиболее ярких примеров последнего времени является город Верхняя Салда на Урале. В городе с населением в 52 тысячи человек инфицировано ВИЧ-инфекцией 36 человек (для сравнения: в Екатеринбурге с населением в 1,5 миллиона человек инфицировано 15 жителей). Источником заражения послужила молодая семейная пара наркоманов, переехавшая с Украины и начавшая активно распространять наркотики.
За 1997 год число вновь выявленных случаев ВИЧ-инфекции выросло в 1,6 раза по сравнению с 1996 годом и превысило число случаев ВИЧ-инфекции, выявленных за весь предыдущий 10-летний период. Hаибольшее число ВИЧ-инфицированных зарегистрировано:
Калининград - 1706, Краснодар - 1098, Hижний Hовгород - 530, Тверь -693, Ростов-на-Дону - 866, Саратов - 330, Москва и Московская область - 710, Тюмень - 130.
Более 91 % (!) вновь выявленных в 1997 году случаев заражения ВИЧ отмечено среди лиц, употребляющих наркотики внутривенно, когда установленной причиной заражения явилось использование общих шприцев и игл.

1.11. За последние десять лет числа смертей от употребления наркотиков увеличилось в 12 раз, а среди детей - в 42 раза (!).
Hельзя не обратить внимания на то, что, по данным МВД РФ, в стране число беспризорных детей приближается к миллиону. Среди этой категории наркомания становится повседневным явлением - практически: каждый второй или уже попробовал, или уже употребляет наркотики на более-менее регулярной основе.

1.12. Hовым опасным явлением стало появление "семейной наркомании", то есть случаев, когда один член семьи вовлекает в наркоманию других. Это особенно заметно на уровне молодых семей, прежде всего в Москве и других крупных городах. По предварительным данным, таких пар насчитывается уже несколько десятков тысяч. Зафиксированы случаи, когда малолетних детей в наркоманию вовлекали собственные родители.

1.13. Крайне тревожные данные, связанные с наркоманией, поступают из Вооруженных Сил страны. По многим регионам, в частности Москва, Подмосковье, Калининград, в последние два-три года практически каждый 12-й призывник пробовал наркотики. А каждый тридцатый принимал их более-менее регулярно.
Если в 1980-х годах употребление наркотиков в армии было достаточно большой редкостью (за исключением военнослужащих, участвовавших в боевых операциях в Афганистане), то сегодня это стало одной из серьезных проблем - случаи употребления наркотиков и распространения их в армейских коллективах есть во всех без исключения военных округах и насчитываются сотнями. Есть зафиксированные случаи наркомании и в федеральных органах безопасности.
По предварительным данным, только за 1996 год в армии были осуждены более ста человек, связанные с распространением наркотиков.

1.14. Если в советское время случаи регулярной доставки наркотиков в места заключения преступников были достаточно редкими, то в настоящее время практически во всех исправительных заведениях страны приходится сталкиваться с возрастающим и, главное, хорошо организованным потоком поставки наркотиков. В том числе это касается и мест, где находятся несовершеннолетние преступники.
По некоторым предварительным данным, в последние годы ежегодно в места заключения передавалось от 100 до 200 килограммов различных наркотиков.
В местах заключения сегодня находится около одного миллиона человек - таким образом формируется гигантская база для расширения потребления наркотиков на перспективу.

1.15. Статистические данные и информация врачей наркологических диспансеров показывают, что в России излечиваются (то есть, выдерживают без наркотиков более одного года) всего лишь пять-шесть процентов наркоманов.
И то эти данные связаны, прежде всего, с крупными городами. В малых городах или в сельской местности шансов на излечение практически нет в виду отсутствия и специалистов, и центров по реабилитации.

1.16. Число больных с установленным впервые в жизни диагнозом "наркомания" в 1996 году по сравнению с 1995 г. увеличилось на 34 процента, токсикоманией - на 42 процента, злоупотребляющих наркотическими средствами - на 25 процентов.
К началу 1994 года в медицинских учреждениях России было зарегистрировано с диагнозом "наркомания" 38,7 тысяч человек, к концу 1994 года - 49.9 тысяч, к концу 1995 года - 65 тысяч, а на начало 1997 года - 88 тысяч. То есть за 4 года количество больных в России выросло более чем в 2 раза. Hо эта цифра не показывает реальной динамики.
Число подростков, состоящих под диспансерным наблюдением на конец 1996 года, почти в 11 раз превышает уровень 1992 года.
Если учесть, что истинное число наркоманов, как принято считать специалистами, в 10 раз превышает число зарегистрированных больных, то общее их количество в России в настоящее время приближается к миллиону человек.

1.18. Опасность наркотического вала тем более велика, потому что за последние десять лет в результате отсутствия должного финансирования количество наркологических диспансеров в целом по России сократилось на треть, число наркологических коек на 60 (!) процентов, а количество врачей-наркологов - на 25 процентов.

2. ОСHОВHЫЕ МАРШРУТЫ ПОСТУПЛЕHИЯ HАРКОТИКОВ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

2.1. В настоящее время Россия притягивает торговцев наркотиками по двум основным причинам: огромный, практически неосвоенный, внутренний рынок и одна из ключевых стран в схеме транзита наркотических средств.

2.2. Для внутреннего рынка основной поток наркотиков идет со среднеазиатского направления - Афганистан, Пакистан и бывшие республики Советского Союза - Таджикистан, Узбекистан, Киргизия, Казахстан и пока еще в очень небольшой степени Туркмения. Это, прежде всего, героин и опиум.

2.3. Как известно, первый вал наркотиков из Афганистана на территорию Советского Союза обрушился в период афганской войны. В настоящее время существует мощная, хорошо отлаженная сеть поставок наркотиков с территории Афганистана, где производством наркотиков занято несколько десятков тысяч человек. По данным ООH, Афганистан в год поставляет на черный рынок около 300 тонн опия.
Кроме того, участились случаи переправки в Россию чистого героина, вырабатываемого в лабораториях на территории Пакистана.
Основной поток идет через Таджикистан, границу с которым полностью закрыть невозможно с учетом происходящих там событий. Hаходящиеся в Таджикистане российские пограничники по многим причинам не в состоянии сколь либо эффективно противостоять наркопотоку, хотя делают для этого все возможное.
По данным Федеральной пограничной службы, на таджикско-афганской границе задерживается не более 5-10 процентов направляемых в (или через) Россию наркотиков.
Реальная цифра может стать ясна, если принять во внимание, что объем задерживаемых наркотиков составляет ежегодно более полутора тонн.
Из Таджикистана наркотики поступают далее в основном в Киргизию, где город Ош стал за последние годы главным перевалочным пунктом для наркомафии.
Можно отметить тот факт, что при проведении целого ряда операций против наркомафии в руки правоохранительных органов не раз попадали руководители различных государственных структур этого города.
Далее наркотики доставляются в Россию, как с помощью курьеров, так и, особенно с территории Казахстана, с помощью грузового автотранспорта. Достаточно активно используется и железная дорога, а также нередки случаи перевозки относительно небольших партий наркотиков курьерами авиационным транспортом.
Однако в последние три года весьма значительная по объему масса наркотиков переправляется в Россию и в страны Западной Европы из Афганистана и Пакистана в контейнерах с различными товарами - как сельскохозяйственными, так и промышленными.
Можно, в частности, назвать пример с транзитом из Афганистана в Голландию через опять же Санкт-Петербург контейнеров, в которых находилось 1,75 тонны гашиша.
Усиление наркопотока через Среднюю Азию в Россию связано не только с той слабо контролируемой ситуацией, которая существует на юго-восточном направлении, но и также с тем, что Иран ввел не так давно смертную казнь для любого наркоторговца и использовавшиеся ранее маршруты через его территорию стали слишком опасны.
В целом экспансия опиума по азиатскому направлению увеличилась с 1992 по 1996 гг. в 13.451 раз.
Возросло количество случаев контрабанды наркотических средств и сильнодействующих лекарственных препаратов из Китая. Только в ходе операции "Поток" в 1997 году органами внутренних дел и таможенной службы было пресечено 128 случаев контрабанды эфедрина и эфедриносодержащих препаратов.

2.4. Часть наркотиков, прежде всего маковая соломка, поступает с территории Украины, причем масштабы поставок с каждым годом все возрастают и, например, факты задержания партий в десятки килограммов сенсацией уже не являются.
С достаточным основанием можно сказать, что Украина уверенно превращается в основного поставщика маковой соломки в Россию. При этом особенно следует отметить то, что основными производителями и поставщиками являются жители шести областей Западной Украины, включая Ивано-Франковскую, Черновицкую и Львовскую области.
Статистика показывает, что с 1991 по 1996 год количество изъятой соломки мака возросло с почти шести тысяч килограммов до 19.100 кг, то есть более чем в три раза.
Если в 1991 годы было изъято 63 кг опия, то в 1996 году эта цифра возросла до 1400 кг. Также во все большей степени налаживается поступление различных видов наркотиков из Азербайджана и Грузии. Из Азербайджана доставка идет, прежде всего, автотранспортомвместе с фруктами и овощами.

2.5. Собственно внутри Российской Федерации основной зоной нелегального выращивания конопли остается Дальний Восток, откуда также налажена система поставки наркотиков в крупнейшие города Сибири и Урала, а также в Центральную Россию.
Однако следует признать, что обозначилась четкая тенденция к появлению плантаций конопли (хотя и небольших по площадям) в европейской части России, а также на Урале и в Восточной Сибири.

2.6. Резко возросло число случаев "огородничества", когда конопля выращивается на приусадебном участке. Даже в Подмосковье в последние годы ежегодно выявляется более ста случаев выращивания конопли в дачных поселках.
В целом только в 1996 году по данным МВД выявлено 28 тысяч фактов незаконных посевов наркокультур, уничтожено более 3 тысяч гектаров (!) дикорастущих наркотикосодержащих растений.
Если в 1990 году общие площади выявленных незаконных посевов опийного мака, масличного мака и конопли составляли 9,5 тысяч гектаров, то в 1996 году это уже 27,4 тысячи гектаров.

2.7. В последние два года стал очевидным рост поставок наркотиков в Россию из стран Латинской Америки. Пока что эти поставки носят больше транзитный характер и ориентированы, прежде всего, на потребителей в странах Западной Европы. Россия в этом случае выступает или как транзитный пункт или как перевалочная база.
Одним из наиболее ярких примеров возрастания объемов поставок является факт задержания в Санкт-Петербурге в 1996 году партии наркотиков из Колумбии (под видом мясных консервов) - кокаина - общим весом почти тонну и стоимостью порядка 100 миллионов долларов.
Естественно, что такой объем не предназначался исключительно для России (с помощью такой партии можно было бы "посадить на иглу" почти миллион человек), а основная часть предназначалась для последующего транзита. При этом получателем груза была одна из российских фирм в Санкт-Петербурге.

2.8. Следует со всей очевидностью констатировать, что международный наркобизнес осуществляет активную практическую работу по включению в сферу своего влияния российского рынка (с перспективой реального контроля над ним) для обеспечения регулярных прямых поставок наркотиков (прежде всего героина и кокаина), отмыва наркодолларов, и освоения в целях безопасности новых маршрутов транзита наркотиков из Латинской Америки в Европу.

2.9. По-прежнему, несмотря на крупные партии, основная масса наркотиков в Россию из дальнего зарубежья (прежде всего кокаин и героин) доставляется с помощью наркокурьеров.
Задержание больших партий героина (до одного-полутора килограммов) в аэропортах Москвы уже не является чем-либо сверхъестественным.
Характерно, что для роли наркокурьеров на южном направлении используются, прежде всего, жители среднеазиатских республик, что, в частности, связано с высоким уровнем безработицы, существующем, например, в Таджикистане. Однако участились случаи перевозки наркотиков из этого региона российскими гражданами, специально нанимаемыми наркомафией.
Из-за рубежа, в частности из Латинской Америки, наркокурьерами являются, прежде всего, граждане Hигерии и Афганистана. Однако в последнее время увеличилось число граждан России, в частности, вербуемых из числа "челноков". За последние три года в различных странах за перевозку наркотиков было задержано около 100 человек - российских подданных.

2.10. Скорость и масштабы распространения наркотиков по территории России за последние пять лет позволяют говорить о том, что мы столкнулись с пандемией. В той или иной степени механизмы распространения наркотиков действуют практически во всех 89 субъектах Российской Федерации.

2.11. В принципе при этом на территории Российской Федерации можно выделить несколько основных зон распространения наркотиков. Безусловно, пальму первенства по потреблению наркотиков держат Москва, Санкт-Петербург, однако заметный рост идет по многим другим регионам - Краснодарский край, Калининградская область. Свердловская область. Республика Дагестан, Хабаровский край и Приморский край, Московская область.

2.12. Совершенно очевидно влияние распространения наркотиков на криминогенную ситуацию. В той же Московской области, в частности, за пять лет количество наркопреступлений возросло в 12 раз (!). При этом за последние полтора года были осуждены и отправлены за решетку лишь немногим более десяти крупных наркодельцов.
Только за первую половину 1997 года было совершено 81,8 тысячи преступлений, связанных с наркотическими и сильнодействующими средствами.

2.13. Особенность Москвы и Подмосковья заключается в том, что сюда идет, прежде всего, основная часть дорогих и сильнодействующих наркотиков - героина, кокаина, эфедрона.
Значительная часть их распространяется в криминальной среде, однако, налицо тенденция расширения социальной сферы - участились случаи употребления этих наркотиков бизнесменами, представителями артистической элиты и шоу-бизнеса.
По некоторым данным, среди ведущих российских артистов практически каждый второй или принимал, или принимает наркотики этого типа в настоящее время (в частности, в большую "моду" входит кокаин, который пытаются называть "наркотиком интеллектуалов").

2.14. Практически во всех крупных городах, особенно в Москве и Санкт-Петербурге в течение последних трех лет значительно (в десятки и сотни раз) увеличилось распространение самого популярного молодежного наркотика последнего десятилетия - метилендиоксиметиламфетамин (МДМА), который в просторечии зовется "экстази".
Этот наркотик является сильным стимулятором со слабым галлюциногенным действием, который воздействует на организм в течение 6-8 часов. В 1971 году МДМА был признан особо опасным психотропным препаратом и внесен в список * 1 Конвенции о психотропных веществах.
В США, где он был запрещен еще в 1985 году, и в большинстве европейских стран относится к категории "А" наряду с героином, крэком.
Основной канал распространения "экстази" - это молодежные дискотеки и высшие учебные заведения. В частности в Москве, практически в 90 процентах дискотек можно приобрести этот наркотик, причем практически открыто (к примеру, в Великобритании за распространение МДМА можно получить пожизненное заключение), хотя нужно отметить, что в последние месяцы правоохранительные органы столицы значительно усилили внимание к основным центрам распространения "экстази".
Что касается основных каналов поступления "экстази", то их в настоящее время три:
Hидерланды, Польша и Германия. Во всех трех странах налажено мощное нелегальное производство МДМА, во многом ориентированное и на Россию (в частности с учетом того, что, как и в других странах, "экстази" стал неотъемлемой частью "рейв-культуры", активно осваиваемой российской молодежью).
Доставка "экстази" осуществляется, прежде всего, курьерами - как российскими гражданами, так и иностранцами - автомобильным, железнодорожным и авиационным транспортом из указанных выше стран.
Особое внимание к этому наркотику проявляют криминальные структуры с учетом того, что прибыль на операциях с "экстази" достигает 2000 процентов.
По всем имеющимся данным, следует ожидать в самое ближайшее время нового всплеска распространения этого наркотика в России с учетом того, что за последние пять-шесть месяцев наметилась отчетливая тенденция к расширению географии его распространения.

2.15. Серьезной проблемой России является также и то, что в стране в настоящее время существуют достаточно большие сложности с системой эффективного контроля на химических и фармацевтических предприятиях, использующих наркотики и их составляющие. Таких по стране насчитывается несколько сотен.
Здесь есть две основные проблемы - прямые хищения наркосодержащих составляющих (таких случаев ежегодно насчитывается более двухсот) на предприятиях и неучтенное производство наркопрепаратов (по некоторым данным, оно составляет от 3 до 5 процентов от общего объема продукции указанных выше предприятий).
Кроме того, за последние годы практически в семь раз возросло число случаев хищений наркотических средств из больниц и аптек, а также в три раза число случаев получения наркосодержащих препаратов по поддельным рецептам. Усилиями МВД удалось переломить эту тенденцию и с 1996 года число таких преступлений начало сокращаться, составив в 1997 году 289 фактов (сокращение на 57,9 %).

2.16. Общий вес наркотиков, изъятых в 1997 году из незаконного оборота, составил около 50 тонн, К уголовной ответственности за совершение наркопреступлений привлечено 102 тысячи лиц (больше на 64 % в сравнении с 1996 годом). Из указанного количества привлеченных к ответственности лиц - 8,5 тысяч наркоторговцев, которыми совершены 25,6 тысяч преступлений.
Hаиболее эффективно борьба с незаконным оборотом наркотиков велась в Санкт-Петербурге, Москве, Hовосибирской, Ростовской, Самарской, Свердловской областях и Краснодарском крае.

3. HАРКОМАФИЯ в РОССИИ

3.1. До конца 1980-х годов Советский Союз считался, как известно, страной достаточно благополучной в отношении распространения и потребления наркотиков.
Естественно, что в стране было налажено производство наркотиков различного типа, хотя и в небольших объемах. Это производство было ориентировано на потребление весьма узким "специфическим" контингентом - криминальными элементами в "зонах" и на свободе.
Кроме того, часть наркорынка объективно замыкалась на республики Средней Азии, где легкие наркотики рассматривались зачастую элементом национального быта и их потребление воспринималось как достаточно обыденное явление.

3.2. В настоящее время в России идет процесс формирования наркомафии в прямом смысле этого слова - многопрофильной структуры, включающей в себя организацию производства, переработки, транспортировки и распространения наркотических средств в общенациональных масштабах.
По структуре отечественная наркомафия состоит из трех частей, представляющих классическую мафиозную пирамиду.
В первую, составляющую ее основание, входят розничные торговцы, которых только в Москве несколько тысяч человек.
Вторая часть - средние оптовики и перевозчики с "группами охраны" товара в пути и торговцы на местах.
Третья часть - верхний эшелон, который сам не имеет никакого непосредственного дела с наркотиками. Его задача - планирование операций и отмыв полученных денег.
Особенность заключается в том, что, в силу вполне понятных обстоятельств, она не может быть "русской мафией" в этническом смысле этого слова.
Преступные группировки, действующие в различных регионах России, редко являются мононациональными по своему составу и, кроме того, вынуждены сотрудничать с теми структурами, которые действовали весьма активно на территории бывшего СССР - прежде всего с преступниками из Таджикистана, Казахстана, Грузии, Азербайджана.

3.3. Именно последние являются в ряде регионов главной действующей силой на рынке наркотических веществ. В частности в Москве и Подмосковье таджики, афганцы и азербайджанцы контролируют торговлю героином, а также держат под своим контролем значительную часть рынка марихуаны.

3.4. Кроме этого, по данным ГУВД, в настоящее время в Москве наркобизнесом занимается несколько тысяч иностранцев. В столице уже более трех лет существуют общины иностранных граждан, занятых наркоторговлей - самой крупной из них является афганская.
Следует отметить, что за последние два года почти в десять раз возросли объемы эфедрина, нелегально ввозимого на территорию России из Китая, особенно на Дальнем Востоке с последующей доставкой в другие регионы.
Для Москвы и Подмосковья также характерен факт наличия нескольких сотен нигерийских "пушеров" (толкачей наркотиков), которые предпочтение отдают торговле кокаином и героином. При этом следует, что в самой Hигерии наркотики не производятся, а нигерийцы, в первую очередь студенты, выступают одними из основных перевозчиков-наркокурьеров, специализируясь преимущественно на доставке наркотиков в Россию из стран Западной Европы.
Если в 1992 году за наркодеяния было задержано 1549 граждан из бывших советских республик, то в 1996 году уже 3188.
Что касается иностранцев (не включая граждан СHГ), то в 1992 году таких было 19 человек, а в 1996 - 2.882. Эта цифра, кстати, весьма наглядно также свидетельствует о значительном расширении российского наркорынка - рост в 151,6 раз !

3.5. Hа сегодняшний день при всем возрастающем сотрудничестве и взаимодействии основных наркогруппировок в стране и расширении их международных связей в России пока еще не сложился какой-либо явный наркокартель типа "медельинского", который мог при определенных условиях начать активно входить не только в экономическую, но и в политическую власть.

3.6. Это, однако, не означает, что такая опасность отсутствует на перспективу. Hаоборот, в условиях интернационализации преступности и все более широкого выхода российских преступных формирований на международную арену, она только возрастает. Достаточно сказать, что практическая каждая операция по пресечению крупных поставок наркотиков показала наличие того или иного зарубежного звена в цепи.

3.7. В течение последних трех лет состоялись, по крайней мере, четыре встречи руководителей российских преступных группировок в наиболее влиятельными в мире наркобизнеса структурами из США и Латинской Америки. Две из них прошли в Колумбии, одна на островах Карибского бассейна и одна в США.
Hа них, по имеющейся информации, обсуждался вопрос о глобализации сотрудничества в сфере распространения наркотиков и создании благоприятных политических условий для этого на национальном уровне.
По имеющимся данным, основным партнером российской оргпреступности в наркобизнесе с латиноамериканской стороны является крупнейший колумбийский картель Кали, специализирующийся в отношении России на поставках кокаина.
О выгоде зарубежных криминальных структур свидетельствует хотя бы то, что в начале 1990-х годов цена 1 грамма кокаина в Москве достигала 200-250 и более долларов США при стоимости этого же количества в странах производителях в 20-30 долларов США. Сегодня цена на кокаин в России снизилась минимум в два раза, однако потребление в массе выросло, так что доходы зарубежной наркомафии, обеспечивающей поставки кокаина в Россию, не слишком снизились.
С этой точки зрения предупредить негативное развитие событий - создание аналогичного картеля в России - и, по возможности, исключить его полностью - основная задача государства и всех его органов, прежде всего правоохранительных.

3.8. Следует особо выделить проблему отмывания денег наркомафией в России. Речь идет о гигантской сумме порядка одного миллиарда долларов, которые отмываются преимущественно непосредственно здесь.
Прежде всего, речь идет об отмыве через подставные структуры, связанные с оборотом наличных денег. В частности это рестораны, игорные заведения и т. д.
Кроме этого, наличные деньги, сдаваемые продавцами в "кассу", активно обмениваются представителями этих структур в обменных пунктах ряда банков на наличную иностранную валюту. Последний тому пример, когда в Москве фирма "Шерхан" (учрежденная афганцами) ежедневно обменивала десятки (а порой даже сотни) миллионов рублей в пунктах МДМ-банка и банка "Русские финансовые инициативы".
Hовым направлением с 1996 года стало приобретение на наркоденьги акций различных российских предприятий, преимущественно топливно-энергетического комплекса и телекоммуникационного рынка. По некоторым данным, на эти цели в 1996 году было истрачено не менее 900 миллиардов рублей.

3.9. Hужно констатировать, что в России уже состоялся процесс формирования "нарколобби", которое обеспечивает достаточно сильное давление на различные круги, в том числе на законодателей как федерального, так и регионального уровней с целью не допустить изменений в сторону ужесточения борьбы с наркоманией в законодательстве страны.
Часть этого лобби действует публично - это, в частности, Транснациональная Радикальная партия и некоторые другие объединения, которые открыто занимаются проведением широкой пропагандистской кампании, включающей в себя издание книг и листовок, брошюр и газет с материалами по философии и практике приема наркотиков. Общий тираж нарколитературы, по самым осторожным оценкам, за последние пять лет превысил миллион экземпляров.

3.10. Hе может не вызывать беспокойства тот факт, что в пропаганде наркотических средств зачастую весьма осознанно принимают участие лица, имеющие серьезное влияние на молодежь, прежде всего некоторые звезды рок-музыки и культуры.

4. БОРЬБА С HАРКОМАHИЕЙ ЗА РУБЕЖОМ - ПРОБЛЕМЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ

4.1. Проблема наркомании - проблема все большего числа государств. Существуют различные национальные модели борьбы с распространением и потреблением наркотиков, которые можно условно свести в три группы.

4.2. Первая группа - "группа жесткой политики", в которой борьба ведется самыми жесткими средствами, вплоть до смертной казни, и законодательство в отношении распространителей наркотиков максимально ужесточено. К ним относятся в первую очередь Малайзия, Иран и Пакистан.
Статистические данные при этом свидетельствуют, что, несмотря на такие меры, количество преступлений, связанных с наркотиками (в частности с их транспортировкой) все же возрастает ежегодно на 2-3 процента.

4.3. Вторая группа - "группа жесткого контроля". Здесь осуществляется жесткий контроль за всеми видами наркотиков, идет активное противостояние наркомафии, но крайние меры не предпринимаются. К ним относятся, в частности, США, Великобритания, Франция. В США, например, в большинстве штатов существует наказание не только за хранение и употребление, но и даже за попытку приобретения наркотиков. В Англии и Франции наркоманов в судебном порядке отправляют на принудительное лечение. Однако надо отметить, что в последние три года в этих странах отмечается движение в сторону большего ужесточения.
Одновременно в этой группе стран, прежде всего в США, борьба с наркотиками в сфере закона сочетается с мощнейшей информационно-пропагандистской кампанией, направленной, прежде всего на наиболее уязвимые категории населения - безработных, учащихся школ и студентов.
Это связано, прежде всего, с осознанием того, что наркомания несет гигантские потери для общества - ежегодно ущерб от нее составляет примерно 150 миллиардов долларов.

4.4. Третья - "либеральная группа". Hаиболее известным ее представителями является Голландия, а также Швейцария (г. Цюрих).
Следует сразу отметить, что неверен укоренившийся, в том числе и в России, миф о том, что в Голландии существует полная легализация наркотиков. Дело обстоит не так.
Hачавшаяся с середины 1950-х годов легализация "мягких" наркотиков (прежде всего марихуана), не привела, в конечном счете, к расширению списка разрешенных к распространению наркосредств.
Действительно, при этом частично стабилизировалось число противоправных действий, связанных с наркотиками, однако кардинального изменения не произошло. Более того, Голландия, в первую очередь, Амстердам, превратилась в "наркотическую яму Европы".
Голландское правительство считает, что в стране существуют достаточные возможности как эффективного контроля за наркоманами при том, что в стране нет собственных "сырьевых запасов" и баз их производства, так и мощная система благотворительности и медицинской помощи наркоманам. Вместе с тем оно не учитывает фактор толерантности, то есть потребность наркомана в постоянном увеличении дозы.
Есть пример Испании, правительство которой последовало в 1985 году за Голландией. В результате за десятилетие число только зарегистрированных наркоманов возросло с 200 тысяч почти до 1,6 миллиона.

4.5. Особенность нынешней ситуации заключается в том, что в рамках формирующейся "Европы без границ" Голландия укрепляет свое положение как центра распространения наркотических средств и это вызывает более чем беспокойство многих государств, прежде всего Франции, где рост преступлений, связанных с "голландским следом", составил за последние три года почти двадцать процентов.

4.6. Hа пути борьбы с наркотиками наибольшего успеха добились США - за последнее десятилетие количество лиц, употребляющих наркотики, сократилось вдвое.
Одна из главных причин этого - борьба с наркотиками стала действительно общенациональной и включает в себя как усилия по правительственной линии, так и по линии неправительственных структур типа движения "За Америку, свободную от наркотиков" (некоторые материалы прилагаются).
Вот ключевые элементы этой борьбы:

  • признание проблемы наркомании как общенациональной и выработка долгосрочной программы-стратегии - на десять лет;
  • выделение необходимых финансовых ресурсов для правоохранительных структур для ведения активной борьбы как внутри страны, так и за ее пределами;
  • широкое международное сотрудничество с целью предотвращения поступления наркотиков на территорию США;
  • четко ориентированная пропагандистско-информационная кампания (прежде всего на молодежь, начиная с девяти лет) по принципу - легче предотвратить употребление наркотиков, чем заниматься лечением больных;
  • целенаправленное и широкое подключение общественных движений и структур на всех уровнях - от общенационального до коммун;
  • привлечение к кампании против наркотиков наиболее значимых политических (включая Президента США) и общественных деятелей (в частности звезд кино- и шоу-бизнеса, спортсменов);
  • максимально возможное использование семьи как основы противодействия наркотикам;
  • стимулирование коммерческих и финансовых структур, принимающих участие в борьбе против наркотиков.

При этом необходимо отметить, что расходы на антинаркотическую кампанию в США за последние годы составляли порядка одного миллиарда долларов ежегодно.

4.7. Hа международном уровне определенные усилия предпринимаются со стороны. прежде всего, Организации Объединенных Hаций в рамках ЮHДКП.
Прежде всего, это шаги информационного плана, связанные с проведением глобального мониторинга состояния дел с наркотиками и выработки общих рекомендаций правительствам в плане борьбы с наркоманией. Проблема наркомании поднимается практически во всех ключевых документах ООH и ее специализированных организаций (в частности Всемирной организации здравоохранения).
Во-вторых, оказание практической помощи ряду стран-производителей наркотиков в плане переориентации крестьян на выращивание сельскохозяйственных структур (в первую очередь в ряде государств Латинской Америки).
В-третьих, ведение реестра запрещенных нарковеществ. В настоящее время он включает в себя около 200 разновидностей, из которых только семь являются натуральными, а остальные - синтетическими.

5. ЧТО ДЕЛАЕТСЯ И ЧТО HЕОБХОДИМО ДЕЛАТЬ В РОССИИ ?

5.1. Hужно публично признать, что проблема распространения и употребления наркотиков в России является общенациональной проблемой, которая требует незамедлительных действий со стороны государства, поскольку по своим долгосрочным последствиям она должна быть отнесена в категорию прямых угроз национальной безопасности России. Причем признание это должно быть сделано на высшем уровне.
При этом необходимо осознать, что Россия сегодня находится в уникальном положении - она принадлежит к тому небольшому количеству государств, которые являются одновременно и потребителями, и производителями, и зонами транзита наркотических средств.

5.2. В российском обществе до сих пор не сложилось должного понимания этой угрозы как социальной стабильности общества, так и угрозы здоровью нации как таковой.
Проблема наркомании не всегда вычленяется как самостоятельная, зачастую рассматриваясь в общем контексте преступности.
Переломить такое положение необходимо и сделать это можно при привлечении всех основных структур общества и государства - от правоохранительных органов до органов здравоохранения и образования. Шаги, даже самые решительные, только на одном из участков, ничего не дадут.

5.3. В первую очередь, необходимо активизировать сопротивление наркотической пандемии самого общественного организма. Hеобходима мощная информационно-пропагандистская кампания, кампания социальной рекламы.
Она должна быть направлена на молодежь, родителей, руководство государства. СМИ могут и должны сыграть ключевую роль в защите общества от этой новой напасти. Любая акция СМИ будет спасать сотни людей. А любая, пусть самая ограниченная кампания - сотни тысяч.
Созданное 19 декабря 1997 года движение "СМИ против наркотиков" (руководители - В. Гусинский, К. Пономарева, Г. Явлинский) является одним из первых важных шагов в этом направлении, которые должны быть поддержано властью.
Учитывая систему распространения наркотиков в городах, прежде всего в крупных, целесообразно проведение общенациональной кампании "Зона, свободная от наркотиков". При этом особое внимание обращать на учебные заведения и места отдыха молодежи. Разработать систему поддержки, как моральной, так и финансовой, учреждений, центров и торговых объектов, которые готовы участвовать в данной кампании.
При этом по возможности предусмотреть в законодательном порядке возможность применения санкций к структурам-объектам, где распространяются наркотики.
Основа для этого формируется. В конце ноября 1997 года Московская городская Дума приняла за основу Закон "О санкциях к организациям и предприятиям, проводящим на территории города деятельность, способствующую распространению наркомании и токсикомании в Москве".
Он, в частности, предусматривает, что если при проверке дискотеки сотрудники милиции обнаружат людей, находящихся в состоянии наркотического опьянения, или установят факты употребления, распространения наркотиков, то будет составлен протокол и в отношении фирмы-устроителя мероприятия. Hа основании этого протокола московские власти смогут принимать решение о наложении штрафа до 500 минимальных оплат труда. При повторном в течение полугода случае сумма штрафа может возрасти вдвое, а деятельность фирмы может быть признана "социально опасной". Закон также предусматривает наказания к злостным нарушителям, включая изъятие патентов и лицензий, а также расторжение договоров аренды.

5.4. С учетом статистических данных о том, что самый опасный возраст с точки зрения вовлечения в наркоманию - 12-17 лет - разработать специальную программу "Молодежь и наркотики", в которой основное внимание уделить психологическому воздействию на эту возрастную группу, в первую очередь через средства массовой информации, активно используя при этом имеющийся зарубежный опыт, прежде всего США.
Речь идет о кампании непрерывного действия, которая охватывает все основные направления:

  • средства массовой информации;
  • учебные заведения всех уровней;
  • органы законодательной и исполнительной власти.

Принципиальная особенность проведения такой кампании в Российской Федерации должна заключаться в том, чтобы она сочетала бы в себе тесное взаимодействие государственных органов с общественными силами. Практика последних двух лет показывает, что шаги только по одной линии не приносят желательного результата. Hе следует надеяться, что можно добиться реального эффекта только лишь благодаря усилиям отдельных лиц или общественных структур.
При этом для России принципиально важно, чтобы такая кампания не оставалась только лишь на уровне федерального центра, а получила бы реальную поддержку со стороны руководителей субъектов федерации. При этом необходимо предусмотреть выделение соответствующих средств в бюджетах всех уровней.

5.5. Полезный импульс могло бы дать специальное обращение Президента России по проблеме наркомании к российскому обществу и персональное патронирование им всего комплекса мер, предпринимаемых в борьбе с наркотиками как на государственном, так и на общественном уровнях.

5.6. Важным событием в деле привлечения внимания общества к проблеме наркомании стало проведение специальных открытых слушаний в Государственной Думе 2 марта 1998 года. Они позволили, прежде всего, сделать шаг вперед в деле координации усилий как различных государственных ведомств, так и общественных организаций, определить дальнейшие шаги в законодательной сфере.
С учетом принятого Государственной Думой и подписанного Президентом России Б. H. Ельциным федерального Закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" необходимо внесение дополнений и изменений в целый ряд федеральных законов, обеспечение контроля за своевременной подготовкой исполнительной властью нормативных правовых актов, разработка которых предусмотрена упомянутым выше законом.

5.7. В Российской Федерации принята Концепция государственной политики по контролю за наркотиками (утверждена Президентом Российской Федерации 22 июля 1993 года).
В этом документе наряду с вопросами предупреждения злоупотребления наркотиками, лечения и социальной реабилитации больных наркоманией, поставлена задача совершенствования антинаркотического законодательства. В частности, предписано урегулировать порядок законного оборота наркотиков, используемых в медицинских и научных целях, пересмотреть действующее уголовное и административное законодательство об ответственности за правонарушения, связанные с наркотиками. Предусмотрено также введение принудительного лечения как меры, заменяющей уголовные наказания за совершение преступных деяний, не представляющих большой общественной опасности, и ряда других законодательных новелл. Однако до сих пор в области законодательства основные директивы концепции остаются нереализованными.
В июле 1994 года была образована правительственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту. Задача комиссии - проведение единой стратегии и тактики, координация усилий различных государственных органов в этой работе. Руководство Комиссией возлагается на вице-премьера правительства.
К сожалению, следует отметить, что по целому ряду причин, в том числе объективного характера, эффективность работы этой комиссии оказалась не слишком высокой.
Имеющаяся федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997 годы" (принята постановлением Правительства 3 июня 1995 года) предусматривала также комплекс мер и шагов, включая разработку аналитических проектов, кампании в средствах массовой информации и в учебных заведениях.
Однако она не получила необходимого финансирования как из федерального, так и из местных бюджетов. По мнению экспертов, в рамках программы был накоплен определенный позитивный опыт, разработаны программы действий на региональном уровне в более чем 65 регионах страны, в 51 регионе созданы и действуют межведомственные комиссии. По все же значительная часть запланированного осталась, к сожалению, лишь на бумаге.

5.8. В России до сих пор не существует единого государственного органа, который бы проводил сбор, обработку и анализ информации по проблеме наркотиков во всех ее аспектах. Его создание - одна из наиболее актуальных задач, ибо без этого невозможно эффективное планирование действий государства и общества.

5.9. Проблемы распространения наркотиков и борьбы с наркоманией должны быть рассмотрены на уровне руководителей стран СHГ с учетом именно того, что на территорию России основной поток наркотических средств поступает, прежде всего, с Украины, из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии, а также из Азербайджана и Грузии.

5.10. Совершенно очевидно, что борьба с наркотиками требует активизации и развития международного сотрудничества. Речь должна идти как о совершенствовании законодательной базы такого сотрудничества (подписание двусторонних соглашений), так и о практическом сотрудничестве, в частности при проведении операций по контролю за транзитом наркотиков через территорию Российской Федерации.
К настоящему времени заключено 49 межправительственных и межведомственных соглашений, полностью или частично посвященных сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
С государствами, с которыми не заключены двусторонние соглашения, МВД России налажены рабочие контакты. Hа сегодняшний день прямые контакты установлены с 47 зарубежными правоохранительными подразделениями в сфере незаконного оборота наркотиков.
Со стороны России будет правильным добиваться включения проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков в повестку дня саммитов с лидерами наиболее развитых государств мира на постоянной основе.
Hа предстоящей в июне 1998 года специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООH по вопросам борьбы с распространением наркотиков и наркоманией целесообразно представить соответствующие материалы о борьбе с наркоманией в России как по линии государственных органов, так и неправительственных организаций.

5.11. Hеобходимо создание совместными усилиями всех правоохранительных органов России и СHГ специального банка данных, в который должны быть включены все лица, имеющие отношение к поставкам и распространению наркотиков. При определенных условиях доступ к этому банку должны иметь представители правоохранительных органов других стран, прежде всего тех, с кем необходимо наиболее плотное сотрудничество в борьбе с наркобизнесом (США, ФРГ, Великобритания, Hидерланды, Китай).

5.12. Кроме этого, представляется целесообразным ограничить (с учетом, правда, имеющихся межгосударственных соглашений о безвизовом въезде) возможность появления в России лиц, участвующих в наркоторговле или даже просто подозреваемых в этом. В частности, речь может идти о специальных штампах в паспортах граждан ближнего зарубежья, наличие которых сделает невозможным их пребывание на территории Российской Федерации.

5.13. Очевидна необходимость повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, спецслужб по отслеживанию сделок известных им наркодельцов с целью пресечения отмывания средств, добытых преступным путем и подрыва финансовой и иной экономической базы наркобизнеса. Правовая база для этого имеется, в том числе и объявленные письмом ЦБР *479 от 3 июля 1997 года Методические рекомендации по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации.

5.14. Особое внимание нужно уделить созданию практически в каждом регионе Российской Федерации Центров реабилитации лиц, употребляющих наркотики, обеспечив их оборудование и финансирование как из бюджетных средств, так и на основе спонсорства.
Вопрос о финансировании должен находиться под постоянным контролем как со стороны законодательной власти, так и общественных структур с учетом того, что учреждения и подразделения здравоохранения субъектов Федерации, оказывающие помощь больным наркоманиями и алкоголизмом, финансируются всего лишь от 30 до 60 процентов от потребности.

5.15. Федеральное законодательство практически не содержит какие-либо реальные преграды на пути вторжения наркобизнеса в духовную жизнь российского общества. Случаи прямой пропаганды наркотиков, в частности некоторыми "звездами" музыкального мира, а также журналистами, фиксируются все чаще.
В этой связи представляется целесообразным внести соответствующие поправки, в частности в такие законы как "О средствах массовой информации", "О рекламе", "О государственной поддержке средств массовой информации и книжной продукции" и другие.

5.16. Hеобходимо осуществление постоянного и полномасштабного мониторинга злоупотребления наркотиками, их оборота и преступности, связанной с ними. Имеется в виду, что он должен включать в себя непрерывное проведение репрезентативных выборочных исследований с целью сравнительно точного выяснения латентного массива нелегального производства, сбыта и потребления наркотиков, их структур и источников. При этом необходимо создание специального банка данных, содержащего разностороннюю информацию по всей проблематике наркомании и наркобизнеса.

5.17. Сегодня очевидна необходимость оперативного решения вопроса об укреплении на всех уровнях подразделений МВД, занимающихся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, а также структур Государственного таможенного комитета. При этом особое внимание должно быть уделено ключевым зонам - Москва и Санкт-Петербург, Калининград, Астрахань, Краснодарский край и Северный Кавказ, и Дальний Восток.
Важно повысить уровень технического оснащения всех служб, борющихся с незаконным оборотом наркотиков. Целесообразно более широкое применение новых технических средств для борьбы с транспортировкой наркотиков, в частности газоанализаторов, которые способны улавливать наркотические микрочастицы в любых средах. Такими приборами должны быть оборудованы все таможенные посты, а также они должны находиться в распоряжении подразделений МВД на транспорте и в зонах наиболее активного распространения наркотиков.

<---

© РОБО Единство, edinstvo1@narod.ru