<---
О.В.Петровская, журнал "Вопросы наркологии"; N 4, 1998 г.
Московский городской наркологический диспансер N 12 (главный врач - О.В.Зыков)

С 1997 года в структуру наркологических учреждений государственной и муниципальной систем здравоохранения Российской Федерации введены должности специалистов по социальной работе и социальных работников. В НД N 12 г.Москвы такие специалисты уже несколько лет на системной основе готовятся из бывших больных, находящихся в длительной ремиссии. Выбор касается больных, процесс преодоления болезни и реабилитации у которых обеспечивается их регулярным и активным участием в группах само- и взаимопомощи, работающих в рамках так называемых 12-шаговых программ, разработанных и реализуемых обществами "Анонимные алкоголики" и "Анонимные наркоманы". Бывшие больные, выполняющие обязанности социальных работников и занимающие соответствующие штатные должности, именуются в НД N 12 консультантами и проходят специальную подготовку в рамках целевых обучающих семинаров. Опыт работы консультантов обобщен в предлагаемой вниманию читателей статье.

В настоящее время Минздравом России разрабатываются "Положения" о специалистах по социальной работе и социальных работниках в наркологических учреждениях (подразделениях), определяющие требования к этим специалистам, их должностные обязанности, права и ответственность, а также содержащие их общие тарифно-квалификационные характеристики и требования к квалификации по разрядам оплаты труда.

Профессия консультанта является новой для нашей страны. Стать консультантом может человек, страдающий химической зависимостью, имеющий собственный опыт преодоления болезни (ремиссия не менее 3 лет) и прошедший реабилитационную программу в качестве пациента. Консультант также должен иметь общее базовое специальное образование.

Работа консультанта в реабилитационной программе имеет четкую структуру, обусловленную функциональными обязанностями, профессиональными и этическими нормами его деятельности.

Первичное консультирование

На этом этапе консультант дает пациенту (клиенту) необходимую информацию о программе и начинает работать над формированием мотивации клиента на лечение. Преимуществом консультанта в этой работе, в отличие от других сотрудников программы, является бесценный опыт собственного преодоления болезни.

Наркоман в силу особенностей своего заболевания никому не доверяет, и консультант, говоря о собственном опыте, может создать особую атмосферу доверия и эмоциональной теплоты, чего так не хватает больным с зависимостью. При желании клиента он поступает в реабилитационную программу.

Поступление клиента в программу

На этом этапе консультант помогает клиенту более реалистично увидеть свои проблемы, дает ему информацию о природе заболевания, разъясняет правила поведения в программе, обсуждает расписание занятий, права клиента.

Консультант помогает клиенту установить контакт с персоналом программы. Важно помнить, что консультант не лечит, а организует самостоятельную работу клиента в программе.

Составление лечебного плана

Консультант определяет проблемы и трудности клиента, учитывает уровень его мотивации, степень готовности к изменениям. В результате составляется лечебный план - план решения проблем в порядке их очередности и степени важности. Лечебный план строго индивидуален, он всегда имеет динамическую структуру и составляется совместно с клиентом при участии всего персонала. Консультант в процессе работы клиента в программе вносит в план необходимые коррективы, обсуждая их с другими сотрудниками программы.

Индивидуальное консультирование

Консультирование - это использование специальных навыков для помощи клиенту в достижении поставленных целей.

Консультант знает теорию и методы консультирования, ведь он является организатором реабилитационного процесса, важнейшим источником информации для клиента, его доверенным лицом.

Ведение клиента в программе

Базой этой деятельности является общий план. В процессе работы клиента в программе консультант включает в него действия, способствующие решению социальных, юридических, медицинских и других проблем. Клиент может участвовать в других видах терапевтической работы, при этом все эти процессы координируются между собой.

Консультант ведет записи всей работы, которая проводится с клиентом, необходимые для отслеживания динамики решения проблем и появления новых изменений мотивации, установок клиента и т.д.

Умение правильно вести записи очень важно для консультанта. Консультации клиента другими специалистами возможны лишь при наличии соответствующих записей. Они необходимы также при передаче клиента от одного консультанта к другому и при составлении послелечебного плана. Без ведения записей лечебный процесс не может рассматриваться как профессиональный.

Функции консультанта после выхода клиента из программы

Консультант осуществляет послелечебный патронаж, помогает клиенту в составлении послелечебного плана, в решении его социальных, юридических и других проблем.

Консультант прослеживает динамику выздоровления, поддерживает письменную или телефонную связь с клиентом.

Квалификация консультанта

Консультант обязан знать основы психологии, социологии, физиологии человека.

Профессиональный уровень образования консультанта включает также:

  • знание видов химических веществ, воздействующих на психику, особенности способов их немедицинского употребления, результаты такого употребления;
  • знание стадий развития наркологической болезни;
  • знание психологических, медицинских, социальных проявлений химической зависимости; особенностей абстинентного синдрома при различных формах зависимости, синдрома органического поражения мозга психоактивными веществами; знание диагностических признаков сопутствующих заболеваний;
  • знание различных подходов к консультированию;
  • знание организационных основ и принципов работы групп самопомощи ("Анонимные Алкоголики", "Анонимные Наркоманы");
  • знание законов, нормативно-правовых, административных установлений в отношении употребления алкоголя и наркотиков, злоупотребления ими;
  • знание системы наркологической помощи.

Этика консультанта

Профессиональная этика консультанта несколько отличается от этических принципов деятельности врачей. Подробный рассказ об этических нормах работы консультанта не является целью этой статьи, поэтому я остановлюсь на наиболее специфичных их особенностях.

Так, консультант должен немедленно обращаться за помощью, если у него самого наблюдаются признаки предсрывного состояния. Он также обязан иметь личного "супервизора", продолжая участвовать в работе группы АА или АН. Консультант проходит специальный курс обучения в рамках своей профессии и постоянно поддерживает высокий уровень знаний. Каждый консультант обязан прослушать курс лекций "Профессиональная этика консультанта" (Сделать это можно, например, в Социальной Академии Российского Благотворительного Фонда "НАН" ("Нет алкоголизму и наркомании"), которая уже несколько лет занимается разработкой учебных программ для профессиональных консультантов).

В заключение можно сказать, что мировая практика включения в лечебный и реабилитационный процесс консультантов давно показала, что в этих случаях процент выздоравливающих пациентов гораздо выше, чем при чисто медицинском их ведении и наблюдении. В ситуации, которая сегодня сложилась в России, такая практика дает возможность помочь гораздо большему количеству больных наркоманией и алкоголизмом, чем при традиционной медикоцентрической системе наркологической помощи, и гораздо более эффективно.

<---

© РОБО Единство, edinstvo1@narod.ru