<---
газета "Самарский курьер", N 11, 26.04.2001 г.

Под влиянием рекламы пиво становится для подростков такой же "фишкой", как кола, чипсы, жевательная резинка и т.д. Потребление пива в нашей стране растет, любителей этого хмельного напитка становится все больше. Правда, нам пока далеко до "пивных гигантов" — Германии и Чехии, - там среднестатистический гражданин за год выпивает 150 литров пива. Наш человек тянет на бочонок средней величины - потребление пива на душу населения у нас пока не превышает 30 литров в год.

На Западе увеличение числа любителей пива приветствуется, и это понятно - за счет этого снижается потребление крепкого алкоголя. У нас одно с другим никак не связано - не отказывая себе в удовольствии побаловаться пивком, Россия в то же время почти вдвое бьет показатель потребления крепкого алкоголя, определенный Всемирной организацией здравоохранения как предельно допустимый. Мы пьем не 8, а все 14 литров в год, причем год от года наш "рекорд" растет.

ПОТОМУ ЧТО ТАК МЫ ПЬЕМ...

Если раньше мы не знали, куда деваться от рекламы прокладок, тампонов и памперсов, то теперь нас захлестнул поток роликов про пиво. Даже дошкольнику уже доподлинно известно, что встречаться с друзьями чаще надо с "Золотой бочкой", "улетать" от повседневности с "Очаковским", терять ориентацию во времени - с "Толстяком", закрываться от бытовых проблем — со "Старым мельником", объясняться в любви - с "Невским", продавать душу - с "Холстеном", а носить кепки, штаны и танцевать — только так, чтобы удобно было пить "Клинское". Одним словом, реклама предлагает нам (а главное, нашим детям) пить пиво постоянно, в любой жизненной ситуации,фактически - идти по жизни с бутылкой. При этом большинство роликов ориентировано на подростков.

У пива всегда была репутация исключительно мужского, даже мужицкого напитка. Человек, идущий по улице с бутылкой "Жигулёвского", да еще с утра, воспринимался не то что неинтеллигентным, а совершенно опустившимся типом.

Под влиянием рекламы стереотипы меняются. Новая целевая группа потенциальных потребителей пива, которую усиленно "окучивают" рекламодатели, — подростки. Причем не только юноши, но и девушки. Если совсем недавно они выбирали "пепси" и шоколадные батончики, то теперь — и это целиком на совести рекламы - предпочитают пиво из горла. Реклама пива прививает подросткам стереотип алкоголика. России угрожает новый вид алкоголизма - пивной.

ВОЛШЕБНАЯ СИЛА РЕКЛАМЫ

Похоже, первой женской рекламой пива отметился "Туборг" с роликом про пиво не с его, а "с ее характером". И сегодня многие родители похожи на персонажей того ролика: папы представляют своих дочерей отличницами, мамы - прилежными девочками, а дочки на самом деле любят выпить пивка. "Женскую" эстафету подхватило пиво "Невское", в рекламе которого девушка предпочитала пиво объяснению в любви молодого человека. Квинтэссенция уравнивания в пивных "правах" дьявола (волосатого и хвостатого мужика) и ангела (миловидной девушки) - ролик пива "Доктор Дизель".

Дальше всех зашла реклама пива "Клинское". Она представляет свое "продвинутое пиво" как напиток для самых маленьких, младше только аудитория передачи "Спокойной ночи, малыши". Подростковые штаны-трубы и бейсболки, надетые задом-наперед, стали в этой рекламе пивным атрибутом, а дискотека - просто пивной. Похоже, "Клинское" решили сделать подростковым напитком типа "Пепси" и "Коки".

С точки зрения пищевой ценности, безусловно, пиво - небесполезный продукт. Но только не для круглосуточного потребления.

Пиво всегда считалось "стартовым" напитком, с которого начинали практически все алкоголики, постепенно переходя к более крепким напиткам. Теперь же часто бывает иначе: начав с пива, им же и закан- чивают. Этот общественно-медицинский феномен очень опасен — пивной алкоголизм, по мнению наркологов, гораздо хуже водочного.

ГЕНОФОНД В ОПАСНОСТИ

Особенно тревожат пивные пристрастия школьниц. Эти, на первый взгляд, "невинные шалости" нередко напрямую отражаются на здоровье их будущих детей. А ведь девочки - хранительницы генофонда. К тому же женский алкоголизм лечится куда труднее мужского.

Поскольку пиво обычно не вызывает такого сильного опьянения, как крепкие напитки, и меньше мешает работе, его потребление лояльно воспринимается семьей и обществом. Однако регулярный прием, когда за сутки незаметно набирается хорошая Доза, способствуюет развитию алкоголизма - физической зависимости от алкоголя. Особенно подвержен этому подростковый организм, еще не сформированный в полной мере и не окрепший ни физиологически, ни психологически.

<---

© РОБО Единство, edinstvo1@narod.ru